Кафедра управления войсками (подразделениями) в мирное время Анализ деятельности в войсках офицеров младшего командного звена показал, что они хорошо подготовлены в вопросах организации и ведения всех видов боя, умело владеют вооружением и боевой техникой своих подразделений, но практически не знают требований приказов и директив по организации повседневной деятельности войск. Эти факты явились результатом того, что учебные программы подготовки курсантов не требовали обучения будущих командиров вопросам поддержания боевой и мобилизационной готовности, организации службы войск в подразделении, организации и ведения ротного хозяйства, а также многих других вопросов, с которыми молодой офицер, в период становления его в должности, сталкивается ежедневно. В связи с этим, в соответствии с директивой начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации №314/4/0730 от 21 июля 1994 года в вузах Министерства обороны Российской Федерации была организована кафедра управления войсками (подразделениями в мирное время). В 2004 году кафедре управления войсками (подразделениями в мирное время) Дальневосточного высшего военного командного училища исполняется десять лет. Первым начальником кафедры был назначен кандидат военных наук, доцент полковник Глуховеров А.Г. В течение 1994-1995 учебного года в состав кафедры входили доцент кафедры подполковник Шинкарев С.П. и старший преподаватель полковник Семизельников В.И. Именно на их плечи легла основная тяжесть по созданию классно-лабораторной базы новой кафедры, разработке первых учебно-методических материалов, подбору и подготовке к самостоятельной работе начинающих преподавателей. В декабре 1995 года на должности преподавателей кафедры были назначены подполковник Кравцов А.В., майоры Голов И.Г. и Коноплев Е.Г. Программа подготовки курсантов 1994 года предусматривала проведение занятий по двум учебным дисциплинам: «Методика боевой подготовки» и «Организация повседневной деятельности подразделений». Под руководством имеющих богатый войсковой опыт офицеров: полковника Семизельникова В.И., подполковников Кравцова А.В и Голова И.Г. во всех подразделениях института была создана переносная ротная учебно-материальная база, которая позволяла проводить занятия с курсантами не только по предмету «Методика боевой подготовки», но и по дисциплинам других кафедр. Созданные полковником С.П. Шинкаревым, подполковниками И.Г. Головым и Е.Г. Коноплевым специализированные классы с макетами учебно-действующих стендов уже в период становления кафедры позволили более качественно проводить учебные занятия и способствовали получению знаний, привитию умений и навыков курсантам по вопросам организации повседневной деятельности подразделений. Первым этапом оценки деятельности кафедры явилась итоговая государственная аттестация выпускников 1999 года. За этот период на кафедру прибыл ряд офицеров: заместителем начальника кафедры был назначен полковник Фабричнов С.Д., доцентом кафедры - полковник Веретенников Г.И., на должности преподавателей - подполковник Леоненко Н.В., майор Барабаш В.В., капитан Остапенко С.А. и полковник запаса Бойчук Б.Г., которые активно включились в образовательный процесс. Комплексный государственный экзамен по управлению подразделениями в мирное время в 1999 году показал возросший уровень знаний выпускников по вопросам организации повседневной деятельности войск (100 из 201 выпускника получили на экзамене отличные оценки), твердые умения и навыки в организации и проведении занятий по предметам боевой подготовки мотострелковых подразделений. И в дальнейшей своей работе преподавательский состав кафедры не снижал темпов развития и совершенствования методики обучения курсантов. В связи с расформированием Благовещенского высшего танкового командного училища на кафедру прибыли подполковники Солодуха А.Е. и Жуков Л.Ю., которые внесли свежую струю в жизнь и деятельность кафедры. С должности командира мотострелкового батальона прибыл подполковник Уточкин П.Н. Начальниками кафедры за период с 1995 по 2003 год были: кандидат военных наук доцент полковник Глуховеров А.Г., полковник Шинкарёв С.П., доцент полковник Павлов В.П. С 2003 года кафедру возглавляет кавалер ордена Красной звезды, участник боевых действий в Республике Афганистан доцент полковник Фабричнов С.Д. В 2002 году, в связи с изменениями в квалификационных требованиях к подготовке специалиста и переходом на новую четырехлетнюю программу обучения, на кафедре стали изучаться следующие учебные дисциплины: «Управление подразделениями в мирное время», «Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации», «Основы теории управления», «Основы теории организации», «Основы управления персоналом», «Психофизиология профессиональной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Медицинское обеспечение», «Основы выживаемости». Переход к обучению по четырехлетней программе по специальности «Управление персоналом» потребовал большого кропотливого труда всего личного состава кафедры по разработке новых учебных программ, тематических планов, учебно-методических материалов, учебно-методических пособий по новым дисциплинам, совершенствованию учебно-материальной базы, а также личной подготовки преподавательского состава кафедры к проведению занятий по вновь введенным дисциплинам. Нужно сказать, что только упорство, высокие способности к самообразованию и самосовершенствованию позволили таким офицерам, как подполковники А.Е. Солодуха, Е.Г. Коноплев, П.Н. Уточкин, Е.В. Духнов разработать в кратчайшие сроки все учебно-методические материалы по вновь введенным дисциплинам и проводить занятия на достаточно высоком уровне. Под руководством начальника кафедры полковника Фабричнова С.Д. были разработаны и оборудованы классы по некоторым из новых дисциплин, классно-лабораторная база кафедры продолжает планомерно совершенствоваться. Еще одной оценкой деятельности коллектива кафедры является то, что все офицеры, бывшие до настоящего времени начальниками кафедры, назначены на вышестоящие должности. Так, полковник Шинкарев С.П. продолжает службу в вышестоящем штабе в Москве, а полковники Глуховеров А.Г. и Павлов В.П. сейчас являются заместителями начальника нашего училища. За десять лет существования кафедры ее преподавателями были изданы и внедрены в образовательный процесс свыше двадцати учебных пособий, создана электронная библиотека курсов лекций по дисциплинам кафедры. Совместно с курсантами – членами военно-научного кружка разработаны четыре справочника на CD общим объемом свыше 20 МГб, компьютерная контрольно-обучающая программа по правилам хранения и учета стрелкового оружия и боеприпасов в подразделении. По учебным дисциплинам, охватывающим теорию управления персоналом, подполковниками Солодухой А.Е., Коноплевым Е.Г., Леоненко Н.В. при участии полковника Суропа О.А. с высоким качеством был разработан ряд учебных пособий. Восемь учебно-методических пособий, разработанных заместителем начальника училища полковником Павловым В.П., заместителем начальника училища по материальному обеспечению полковником Костиным В.А., начальником кафедры полковником Фабричновым С.Д. и полковником Веретенниковым Г.И. совместно с преподавателями кафедры, утверждены Главнокомандующим Сухопутными войсками – заместителем Министра обороны Российской Федерации и рекомендованы для организации и ведения образовательного процесса в вузах Сухопутных войск. Большую творческую работу по изучению дисциплин: «Управление подразделениями в мирное время», «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы выживаемости» проводят преподаватели кафедры подполковники Остапенко С.А., Уточкин П.Н., Жуков Л.Ю., Духнов Е.В. Большой вклад в дело организации и проведения учебно-методической работы вносят большинство офицеров кафедры. Лучшими методистами училища являются такие офицеры кафедры, как: доцент полковник Фабричнов С.Д., доцент полковник Веретенников Г.И., доцент подполковник Солодуха А.Е, доцент подполковник Коноплев Е.Г. Так, начальник кафедры доцент полковник Фабричнов С.Д., прошедший службу в войсках от командира взвода до командира мотострелкового полка, всегда поучительно и интересно проводит учебные занятия с курсантами. Практическая направленность проводимых им занятий позитивно сказывается на повышении уровня умений и навыков курсантов в руководстве повседневной деятельностью войск. Особую признательность и уважение командования училища, преподавателей и курсантов заслуживает доцент кафедры полковник Веретенников Г.И. Геннадий Иванович в войсках занимал должности от командира взвода до начальника штаба полка, а в училище прибыл с должности старшего офицера оперативного управления округа. Геннадий Иванович разработал ряд учебных пособий и методических материалов для подготовки будущих офицеров к поддержанию боевой готовности подразделений, действиям по тревоге, организованному и своевременному принятию в подразделение граждан, пребывающих в запасе, распределению их по штатным должностям, экипировке и вооружению. Полковник Веретенников Г.И., используя свой опыт, учит будущих командиров организации и проведению занятий по подготовке личного состава к выполнению боевых задач в условиях особого периода. Старший преподаватель кафедры доцент подполковник Солодуха А.Е. проводил все виды учебных занятий, основываясь на базовых научных и дидактических принципах педагогики высшей школы. Высокий авторитет Андрея Егоровича среди курсантов и офицеров института явился предпосылкой к назначению его на должность начальника кафедры вооружения и стрельбы с присвоением воинского звания «полковник». Высокий методический уровень проведения занятий по всем дисциплинам кафедры, постоянное уверенное владение учебным материалом отличает преподавателя кафедры доцента подполковника Коноплева Е.Г. Евгений Геннадьевич имеет богатейший опыт обучения и воспитания курсантов, так как он более четверти века служит в Дальневосточном высшем военном командном училище и передает традиции ветеранов новому поколению курсантов. Непререкаемым общественным авторитетом у курсантов и офицеров училища пользуются старшие преподаватели кафедры подполковники Голов И.Г. и Кравцов А.В. Столь высокого влияния эти офицеры добились своей принципиальностью, неустанным творческим трудом в деле обучения преемников боевой славы наших отцов и дедов. Нельзя не сказать теплых слов о лаборантской службе кафедры, прапорщик Ланкина И.А., лаборанты Матусевич Т.А. и Никитина И.П. ежедневно принимают самое активное участие в обеспечении занятий, с усердием и инициативой подходят к решению вопросов совершенствования учебно-материальной базы кафедры. Воспитательная работа ведется офицерами кафедры в ходе образовательного процесса, повседневной учебной, научной работы и других видов деятельности. Согласование начальником кафедры полковником Фабричновым С.Д. практической работы всех должностных лиц кафедры и курсантских подразделений позволяет выбирать и применять оптимальные методы, формы и средства воспитания будущих офицеров. Профессорско-преподавательский состав кафедры своевременно корректирует содержание воспитательной работы, исходя из реального положения дел и с учетом дифференцированного подхода к решению воспитательных задач по годам обучения курсантов. Офицеры различными формами и методами прививают курсантам государственно-патриотическое сознание, верность России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам и их офицерскому корпусу. Принципиальность и справедливость отличает преподавателя кафедры подполковника Уточкина П.Н. при воспитании в ходе занятий у курсантов профессионально важных качеств: трудолюбия, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной специальностью. Будучи куратором одного из взводов, Павел Николаевич по-отечески ведет воспитанников к общей культуре и высоким морально-нравственным качествам. Исследование вопросов военной педагогики и психологии, содержания, организации и методики образовательного процесса в военно-учебных заведениях находит свое отражение в организации и проведении научной работы на кафедре. Военно-научная работа курсантов на кафедре организована доцентом полковником Веретенниковым Г.И. и проводится как в учебное, так и во внеучебное время. Формирование у курсантов интереса к военно-научному творчеству, развитие у них творческого мышления и самостоятельности, выявление наиболее одаренных и талантливых - вот основные задачи, которые ставят перед собой руководители военно-научного кружка кафедры. Подполковники Голов И.Г., Коноплев Е.Г., Леоненко Н.В. активно разрабатывают научные доклады, сообщения по актуальным вопросам военной науки и выступают с ними на заседаниях военно-научных кружков, научных семинарах и конференциях. Подполковники Солодуха А.Е. и Жуков Л.Ю. спроектировали и создали действующие стенды и макеты для проведения занятий по дисциплине «Управление подразделениями в мирное время», за что получили удостоверения на рационализаторское предложение. Научные работы курсантов, выполнением которых руководили подполковники Кравцов А.В. и Коноплев Е.Г., представлялись на различные конкурсы, где удостаивались высоких оценок и особого внимания. В соответствии с государственными требованиями к лицензированию учебных заведений высшего профессионального образования, командованием училища реализуется программа по укреплению научного потенциала подразделений и кафедр. Преподавательский состав кафедры активно работает над развитием и совершенствованием своих научных знаний в области педагогики и психологии высшей школы, педагогического мастерства и улучшением методики проведения занятий по преподаваемым дисциплинам. Работа, проводимая профессорско-преподавательским составом кафедры, получила высокую оценку и Министерства образования Российской Федерации. Так, за неполные три года активной научно-методической работы, доцентами по кафедре управления войсками (подразделениями в мирное время) стали заместители начальника училища полковники Костин В.А. и Павлов В.П., начальник кафедры полковник Фабричнов С.Д., доцент кафедры полковник Веретенников Г.И., старший преподаватель подполковник Солодуха А.Е., преподаватель кафедры подполковник Коноплев Е.Г и начальник отдела кадров полковник Суроп О.А., государственной награды удостоен старший преподаватель кафедры подполковник Голов И.Г. Научный потенциал кафедры составляет 63%. Внедрены в образовательный процесс и позволяют курсантам приобретать твердые практические навыки в организации повседневной деятельности подразделения инновационные технологии обучения. Заслуживает особого внимания проведенный на кафедре педагогический эксперимент, суть которого заключалась в проведении групповых и практических занятий с курсантами методом решения ситуационных задач. Практическая значимость заключается в том, что применение метода решения ситуационных задач и внедрение его в образовательный процесс военного училища позволит значительно повысить уровень теоретической подготовки обучаемых по базовым дисциплинам и сформировать у них методологию использования теоретических знаний в решении практических вопросов организации повседневной деятельности войск. Естественно, в свете требований новых учебных программ перед кафедрой стоит ряд серьёзных проблем: Одна из них – качественная подготовка преподавателей к проведению занятий по вновь введенным дисциплинам. Мы видим решение этой проблемы в обучении офицеров на курсах дополнительного образования при вузах г. Благовещенска. Вторая проблема – это наращивание базы учебно-методических материалов по дисциплинам цикла «Менеджмент» и совершенствование методики преподавания данных дисциплин. Необходимо отметить, что преподаватели кафедры успешно начали создавать коммуникативную сеть с родственными кафедрами АмГУ и филиала Московской академии предпринимательства. Третья проблема заключается в том, что библиотечный фонд училища не располагает достаточным количеством необходимой литературы, особенно по дисциплинам «Основы теории организации», «Психофизиология профессиональной деятельности» и «Основы выживаемости». Но и эта проблема решается – издаются учебные пособия, разработанные офицерами кафедры. Библиотечный фонд постоянно пополняется учебными и методическими изданиями. Преподавателями создана электронная библиотека лекций по всем дисциплинам кафедры. Конечно, проблемы по организации и совершенствованию образовательного процесса на кафедре управления войсками (подразделениями в мирное время) есть. Но профессорско-преподавательский состав кафедры совместно с командованием училища стремятся находить пути их решения.