Понедельник, 21 Август 2017, 18:44
Главная | Формирования курсантов военных училищ - Форумы выпускников | Регистрация | Вход
ДВОКУ
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Двоку_97 
Форумы выпускников » Военно-историческое общество ДВОКУ "Рокоссовец" » Статьи членов военно-исторического общества Дальневосточного ВОКУ » Формирования курсантов военных училищ (Материал подготовили: курсанты Сомик И.К., Горевой М.Н.)
Формирования курсантов военных училищ
Двоку_97Дата: Понедельник, 06 Июнь 2016, 14:28 | Сообщение # 1
"Вышедший из подполья"
За основание проекта Благодарность командования За уважение народа
Почётный орден корреспондента сайта выпускников ДВОКУ
Группа: Руководитель проекта
Сообщений: 50
Репутация: 14
Статус:


«А те мальчишки только и успели
Надеть свои солдатские шинели.
И не сказав последнего: «Прости…»,
В бою сумели Родину спасти…»

«Это не мир, – это перемирие на 20 лет», – именно так выразился Маршал Франции Фердинанд Фош, когда увидел условия Версальского мирного договора. Он один из первых, кто понял его несправедливость и унизительность для побежденных государств. С таким мировым порядком многие были не согласны.

Французский военачальник оказался прав. Уже к началу 1930-х ситуация на мировой арене резко обострилась.
Оккупация Японией Манчжурии, приход к власти в Германии Адольфа Гитлера, оккупация Италией Эфиопии, гражданская война в Испании, аншлюс Австрии, захват Германией Чехословакии – данные события только усугубили сложившуюся международную обстановку.

Осознавая угрозу новой мировой войны, Правительство Советского Со-юза предпринимало меры по укреплению обороноспособности страны. В 1935 году Политбюро ЦК ВКП(б) санкционировало отход от территориального принципа. На кадровую основу было переведено 60 % стрелковых дивизий. Численность РККА стремительно росла, достигнув к 1941 году 5,4 млн. чело-век. Поворотным стал 1939 год, когда был принят новый закон «О всеобщей воинской обязанности».  Призывной возраст был снижен с 21 года до 19 лет.

По мере роста угрозы нападения на нашу страну и создания в связи с этим новых войсковых соединений и частей расширялась, и сеть военно-учебных заведений, что особенно характерно для предвоенных лет. Так, если в 1937 году было 10 пехотных, 14 артиллерийских и 7 автобронетанковых училищ, то уже к 1940 году их количество возросло до 59, 20 и 9 училищ соответственно.

Общее количество соответственно увеличилось с 49 до 114 училищ Сухопутных войск.

В 1941 году реформирование армии было в самом разгаре. В войска поступала новейшая техника, требующая высококвалифицированных командных кадров. Совершенствовалась организационно-штатная структура подразделений, частей и соединений. Однако противник не считался с планами Советско-го руководства. Вероломное нападение гитлеровской Германии в корне изменило принятые решения. Началась Великая Отечественная война…

Первый удар был сильным, но не смертельным!
После нескольких дней растерянности Советское руководство взяло нити управления в свои руки. 23 июня создана Ставка Главного Командования, семью днями позже – Государственный Комитет Обороны. 8 августа И.В. Сталин стал Верховным Главнокомандующим. С 23 июня была объявлена мобилизация военнообязанных 14 возрастов (1905 – 1918 годов рождения) в 14 из 17 военных округах и фронтах.
Однако первый месяц войны был только прелюдией к катастрофе, которая разыгралась осенью 1941 года. Уманьский котел, окружение Юго-Западного фронта под Киевом, начало блокады Ленинграда, Вяземский котел, потеря Донбасса – сильно ударили по боеспособности Красной Армии. Были разгромлены лучшие соединения. По приблизительным оценкам, к осени только в плен попало около 2,5 млн. человек.
Государство решается применять будущих командиров в качестве рядовых бойцов только в самые тяжелые дни войны. Это крайняя мера. Все пони-мали, что курсанты военных училищ – золотой фонд для развития армии. Но другого выхода не было. Над страной нависла тень фашистской свастики.

Примечательна судьба героев-дальневосточников - воинов 248 отдельной курсантской стрелковой бригады. Они начали свой боевой путь в Воронежской области на севере Семилукского района у села Перекоповка.
248 отдельная курсантская стрелковая бригада была сформирована в с. Занадворовка Приморского края в марте 1942 года, согласно постановление ГКО №1229 «О формировании новых 50 стрелковых дивизий и 100 курсант-ских бригад». Их ряды составили курсанты Владивостокского военно-пехотного и других расположенных поблизости военных училищ, солдаты и офицеры Дальневосточного фронта.



15 июля 1942 года, после четырёхмесячной боевой учёбы, воинов бригады отправили на фронт.

Со станции Шмаковка они проехали от края до края всю страну, которую предстояло защитить: Хабаровск - Новосибирск - Свердловск - Москва - Елец - Долгоруково (Липецкая область).  29 июля 1942 года со станции Долгоруково бригада передвинулась на 45 км южнее и сосредоточилась у сёл Озёрки и Перекоповка в непосредственной близости от линии фронта.

В ночь с 31 июля на 1 августа бригада сменила 284 стрелковую дивизию и заняла рубеж обороны у сел Озёрки и Перекоповка. В августе бригада входила в состав 38 армии под командованием генерал-лейтенанта Никандра Евлампиевича Чибисова и относилась к Брянскому фронту, а после 2 сентября – к Воронежскому фронту под командованием генерал-лейтенанта Филиппа Ивановича Голикова. Бригада состояла из 4 стрелковых батальонов, миномёт-ного батальона, батальона связи, противотанкового дивизиона, артдивизиона, миномётного дивизиона, роты автоматчиков, сапёрной роты, разведывательной роты, санитарной роты.

Командиром бригады был назначен полковник Иван Андреевич Гусев.
Он начал службу в Красной Армии в 1920 г. во время Гражданской войны. В 1922 г. окончил пехотно-пулемётные курсы, в 1925 г. – пехотную школу среднего комсостава, в 1932 г. – высшие офицерские курсы «Выстрел». С июля 1942 г. он непосредственно участвовал в Великой Отечественной войне.

29 декабря 1942 года 248 бригада передислоцировалась на Дон, где вела бои на рубеже Новоживотинное - Медовка - Большая Верейка.
25 января 1943 года начала наступление на укреплённые немецкие позиции в 30 км севернее Воронежа в направлении с. Горожанка. Курсанты сокрушили оборону противника и на территории Воронежской области освободили от оккупантов сёла Горожанка, Ведуга, Кондрашевка, на подступах к Курску - с. Долгое.

8 февраля 1943 года штурмом овладели северо-восточной окраиной Курска и, совместно с воинами других частей и соединений, полностью освободили город. За-тем до конца февраля продолжили вести победоносные бои с гитлеровцами в Курской области у населённых пунктов Толкачёвка, Конопляновка, Чернищево.

Герои-дальневосточники 248 отдельной курсантской стрелковой бригады доблестно сражались, освобождая от немецко-фашистских захватчиков населённые пункты Рамонского и Семилукского районов Воронежской области. На воронежской земле около тысячи восемнадцатилетних ребят из курсантской бригады пожертвовали своими жизнями ради Победы, во имя свободы своей Родины.

В июне 1942 года на Дальнем Востоке были созданы: 253-я отдельная стрелковая бригада на базе Шкотовского военно-пехотного училища и 250-я отдельная стрелковая бригада на базе 1-го Владивостокского пехотного училища. Весьма интересен их дальнейший боевой путь.

250-я курсантская бригада была включена в состав Воронежского фронта, где участвовала в ожесточенных боях с врагом до сентября 1942 года и понесла большие потери в районе городов Рамонь и Лиховатка, после чего бри-гада была выведена в Саратовскую область в резерв фронта. После пополнения, в начале декабря 1942 года бригада была переброшена по льду Ладоги на Ленинградский фронт.

С 1 февраля 1943 года бригада входила в состав 67-й армии, с 1 марта - в составе 55-й армии, на этот период приходиться Войтоло-во-Мгинская (Красноборская) наступательная операция. Перед войсками Ленинградского и Волховского фронтов была поставлена задача – прорвать обо-рону врага в районе Шлиссельбургского и Синявинского выступов (операция под кодовым названием «Искра»).

253-я отдельная стрелковая бригада в действующей армии с 31 июля 1942 года по 26 июля 1943 года. 26 июля 1943 года наряду со 104-й отдельной стрелковой бригадой была обращена на формирование 297-й стрелковой (впоследствии – Славянско-Кировоградская Краснознамённая ордена Богдана Хмельницкого) дивизии (II формирования).

В первый, самый тяжелый, год войны курсанты – будущие офицеры, вместе с рядовыми бойцами и ополченцами, образовали тот монолит, о который разбилась немецкая военная машина, были сорваны планы по порабощению народов мира.

Исходя из опыта боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны, можно сказать, что соединения курсантов внесли весомый вклад в общую победу над врагом. В самый трудный для Родины час они, будучи укомплектованы кадровым личным составом, мужественно и умело сражались с немецкими войсками, нанося ощутимые потери его частям и соединениям, за-частую обращая их в бегство.

Приказ советского руководства о формировании стрелковых бригад из курсантов военных училищ свидетельствует о всей тяжести сложившегося тогда положения, когда будущие офицерские кадры в общем строю должны бы-ли любой ценой задержать продвижение противника. Но боевой путь этих частей и соединений не заканчивается на оборонительных боях первого этапа войны. Многие из них принимали активное участие в последующих наступательных операциях 1942 и 1943 годов. А к началу 1944 года, когда стратегическая инициатива была полностью в руках советского командования, необходимость в использовании курсантских бригад в качестве обычных стрелковых отпала, большинство из них было расформировано. Личный состав частично был отправлен на пополнение других частей, а частично – на дальнейшее обучение в военно-учебные заведения.

Опыт использования курсантских соединений свидетельствует о высоких морально-боевых качествах курсантов и их всесторонней подготовке к действиям в любых условиях обстановки. Курсанты достойно показали себя в боях против немецко-фашистских войск, как на командных должностях, так и в качестве обычных пехотинцев, с честью и до конца выполнив свой воинский долг.
На полях Великой Отечественной войны, в сражениях с немецко-фашистскими захватчиками и японскими милитаристами выпускники дальне-восточных, в том числе и нашего, училищ и руководимые ими подразделения показали образцы мужества и героизма, верности своему воинскому долгу, при выполнении боевой задачи не щадили своей жизни, служили примером для воинов. Тысячи из них были награждены орденами и медалями, а двадца-ти четырем выпускникам нашего училища было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Материал подготовили: курсанты Сомик И.К., Горевой М.Н.
Научный руководитель: Рагулин Юрий Дмитриевич.

Комментирование доступно зарегистрированным участникам форума.
Зарегистрироваться или войти: здесь.


Прикрепления: 8424294.png(27Kb) · 3974998.jpg(63Kb)


Береги честь смолоду!
 
Форумы выпускников » Военно-историческое общество ДВОКУ "Рокоссовец" » Статьи членов военно-исторического общества Дальневосточного ВОКУ » Формирования курсантов военных училищ (Материал подготовили: курсанты Сомик И.К., Горевой М.Н.)
Страница 1 из 11
Поиск: