Кафедра вооружения и стрельбы Кафедра вооружения и стрельбы является одним из основных учебно-научных подразделений Дальневосточного высшего военного командного училища, осуществляющим проведение учебной, воспитательной, методической и научной работы, а также мероприятий по совершенствованию учебно-материальной базы. Основными задачами кафедры являются: организация и проведение на высоком научном уровне учебной и методической работы по учебной дисциплине «Устройство вооружения и его боевое применение», проведение воспитательной работы курсантами, выполнение научных исследований, а также профессиональная переподготовка и повышение квалификации офицеров по профилю кафедры. Создание кафедры, тогда цикла огневой подготовки, было обусловлено прибытием в октябре 1953 года в Благовещенское пехотное училище группы выпускников Военно-педагогического института Советской Армии (ВПИСА), который готовил преподавателей тактики, огневой подготовки, топографии и воспитателей суворовских училищ. Начальником цикла был назначен майор Климок И.А., именно он является создателем первого стрельбища, а хутор, где оно построено, в последующем был назван хутором Климковка. Под руководством полковника Климок И.А. с 1 августа 1958 года цикл преобразуется в кафедру, поскольку на базе Благовещенского военного училища было организовано Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище. Преподаватели кафедры огневой подготовки активно участвовали в совершенствовании образовательного процесса, проявляя энтузиазм и инициативу. Наибольшую творческую деятельность проявили полковник Климок И.А., подполковники Коновалов И.И., Лисицын В.Ю., Петров А.Я., Трофимов П.П., майоры Сухов И.П., Харченко В.И., Еремин И.В., Семенихин А.В. В 1975-1976 годах в связи с увеличение набора курсантов увеличивается штат кафедры. На вакантные должности пришли следующие офицеры: старший лейтенант Никитенко Ю.П., капитаны Савельев В.Н., Утенбергенов С.А., Баканач В.В., Черкашин Ю.С., Карданов А.Х., Умрихин Б.А., Чумак А.Г., Бирюков В.Ф., Филоньев В.А. В период 80-х годов и в начале 90-х на кафедре служили опытные преподаватели подполковники Спирин А.П., Бухтин Е.Н., Слепичев А.Л., Романов В.Е., Могукало А.В., Астахов В.Ф., Пустогов П.А. По причине увольнения в запас большого количества преподавателей с 1992 года началось кардинальное обновление преподавательского состава. Из войсковых подразделений прибыли полковники Сидоров Ю.И., Котин В.И., подполковники Закурнаев В.И., Еремин М.В., Долгушев В.Ю., Богатов А.И., Мартынов С.В., из подразделений училища были назначены молодые грамотные и перспективные офицеры: майоры Стешин К.К., Лобанов Н.В., Кошелев В.А., Прощенков С.П. В 1998 -1999 годах было расформировано Благовещенское высшее танковое командное училище, поэтому коллектив кафедры пополнился новыми преподавателями из вышеуказанного учебного заведения, на кафедру пришли полковник Карманов С.Л., подполковники Ланкин В.Н., Соколов С.А. и майор Лобкарев А.В. Коллективы всех поколений внесли весомый вклад в дело становления, развития и эффективной деятельности кафедры по всем направлениям выполняемых задач. Необходимо отметить и руководителей, которые в разное время управляли сложным процессом огневой выучки будущих офицеров, начальников кафедры вооружения и стрельбы в разные периоды. Это полковники Климок И.А., Коновалов И.И., Андрюк Т.Г., Шевченко Н.И., Ковалев И.М., Никишенко А.Е., Иванов Д.И., Маро Г.В., Закурнаев В.И. С 2004 года - по настоящее время кафедру возглавляет полковник Солодуха Андрей Егорович. Для успешного ведения образовательного процесса по преподаваемой дисциплине на кафедре создана и совершенствуется учебно-лабораторная и тренажерная база: это и учебные аудитории корпуса № 1, где проводятся занятия по основам теории стрельбы, и специализированные классы корпуса № 4, в которых курсанты на учебных образцах практически познают устройство вооружения. Получение первоначальных навыков в практическом использовании правил стрельбы и основ подготовки оружия к боевому применению осуществляется в тренажерном корпусе, оборудованном высокотехнологичными электронными и механическими тренажерами. В приказарменном огневом городке, на современных тренажерных средствах в условиях, максимально приближенным к полевым, обучаемые в режиме реальной обстановки совершенствуют навыки в действиях при стрелковом оружии и вооружении боевых машин. Без хорошей полевой учебно-материальной базы сегодня невозможно подготовить высококвалифицированного специалиста-огневика, а показателем огневой выучки всегда была и остается практическая стрельба на войсковом стрельбище и директрисе боевых машин. Результаты, показанные курсантами в поле, есть отражение уровня и качества обучения в стенах учебных корпусов. В наше сложное время руководство училища, командиры и начальники основных и обеспечивающих подразделений своим добросовестным отношением смогли добиться высоких показателей у выпускников по способности поражать цели с первого выстрела. Это стало возможным благодаря скоординированным совокупным усилиям как коллектива кафедры, так и труда военнослужащих батальона обеспечения учебного процесса, полигона и других служб обеспечения. Большой вклад в дело создания и совершенствования всех элементов учебно-материальной и технической базы внесли прежние поколения преподавателей. Особую благодарность хочется высказать полковникам Закурнаеву В.И., Стешину К.К., Карманову С.Л., подполковникам Спирину А.П., Пустогову П.А., Лобанову Н.В., Гапонову А.А., старшим прапорщикам Романюку А.Я., Ходусу С.В., прапорщику Кирилловой Н.В., инструкторам Прихода А.И., Баканачу В.В., Ломакину В.И. Это их усилиями и трудом курсантов и солдат совершенствуется и поддерживается в рабочем состоянии вся инфраструктура огневой подготовки офицеров-мотострелков в училище. Неотъемлемой частью интенсификации огневой подготовки курсантов является повышение педагогического мастерства преподавательского состава за счет использования передовых методик преподавания и системно структурированного учебно-методического материала. Для достижения этих целей на заседаниях кафедры регулярно ведется обсуждение вопросов структуры и содержания обучения, методики проведения и материально-технического обеспечения учебных занятий, воспитательной работы с курсантами. Сегодня на кафедре трудится пять офицеров с высшим военным образованием, шесть преподавателей имеют ученое звание «доцент», ряд из них обучается в адъюнктуре Общевойсковой академии Вооружённых Сил Российской Федерации. За заслуги перед Отечеством орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» награжден полковник запаса Закурнаев В.И.; медалью «За боевые заслуги» награждены полковники Карманов С.Л., Сидоров Ю.И., подполковник Лобанов Н.В.; выполнял правительственные задачи за границей и имеет за это ряд поощрений подполковник Лобкарев А.В. В рамках научной и рационализаторской работы офицерами кафедры осуществляется разработка учебников, учебных пособий, написание диссертаций, статей, подготовка докладов, научных отчетов и других научно-методических материалов в военно-теоретической и военно-технической областях, кроме того, разрабатываются и создаются учебно-действующие стенды, компьютерные учебники и учебные пособия. Лучшим методистом старшим преподавателем доцентом подполковником Лобановым Н.В. были разработаны учебные пособия по устройству вооружения БМП-2, сборник опорных конспектов по стрелковому оружию, которые нашли широкое применение и спрос как среди нынешних курсантов, так и среди выпускников училища, а также среди различных силовых структур города. Преподавателем Ланкиным В.Н. был составлен электронный сборник, в который вошли все наставления по стрелковому оружию, Курс стрельб и другие руководящие документы, необходимые командиру подразделения для организации и проведении занятий по огневой подготовке, а также при проведении различных стрельб. Общепризнанным рационализатором кафедры полковником Стешиным К. К. были изготовлены разрезная башня БМП-2, которая повысила эффективность обучения по изучению устройства данной машины; разрезная пушка 2А-42; стенд по проверке работы электроцепей пусковой установки БМП-2; спаренная установка БМП-2, на которой курсанты смогли лучше усвоить порядок заряжания пулемета и проводить выверку. Творческую активность и самостоятельность проявляют многие курсанты. Особо хочется отметить курсантов: Дубограй А.А., разработавшего приспособление аварийной подсветки сетки прицела БПК-2-42; Кушнарева В.В., Кивал В.С. – сборник задач по правилам стрельбы и управлению огнем. Несомненно, важнейшей составной частью образовательного процесса является организация и проведение учебной работы. Для того чтобы будущие общевойсковые командиры имели опыт в подготовке к боевому применению штатного вооружения мотострелковых подразделений и в ведении из него меткого огня, преподавательскому составу необходимо обладать искусством учения, одним из самых сложноприобретаемых, но почетных качеств. По результатам социальных опросов и практических стрельб, к «асам» применения передовых технологий обучения по дисциплине «Устройство вооружения и его боевое применение» безоговорочно относятся полковники Сидоров Ю.И. и Карманов С.Л., подполковники Лобанов Н.В., Гапонов А.А., Лобкарев А.В., полковник запаса Закурнаев В.И., подполковники запаса Богатов А.И., Прихода А.И., Никитенко Ю.П. Этих преподавателей отличает высокий личный профессионализм, умение показать пример мастерского владения оружием и отличная методическая подготовка в освоении передовых приемов передачи знаний и умений обучаемым. На кафедре сложилась и культивируется хорошая традиция наставничества, опеки молодых, начинающих преподавателей опытными методистами-практиками, что позволяет без сбоев вводить в строй свежие педагогические кадры. Особое уважение курсантов и офицеров заслуживают люди, отдающие без остатка все свои знания и опыт, иногда и в ущерб своему личному времени. Примером такого отношения к делу являются подполковники Лобанов Н.В., Гапонов А.А., Лобкарев А.В., Коробов П.Ф., майор Мащенко В.М. Их можно застать с курсантами в классах не только в плановые часы, но и после окончания служебного времени. Большой похвалы заслуживает и персонал лаборатории кафедры - это старший прапорщик Романюк А.Я., прапорщик Кириллова Н.В., инструкторы Баканач В.В., Ломакин В.И., лаборанты Горячева Л.Д., Васильева О.В., которые с большой ответственностью выполняют возложенные обязанности и поставленные задачи. Сложность и риск при проведении большинства занятий на кафедре вооружения и стрельбы накладывают на людей определенный стереотип поведения. Многообразие деятельности и необходимость согласования усилий большого количества структур требует от каждого на кафедре чувства взаимовыручки и уверенности в коллегах. Готовность в любое время помочь товарищу, выполнить сложную внеплановую задачу или убыть в служебную командировку отличает полковника запаса Закурнаева В.И., полковников Карманова С.Л., Сидорова Ю.И., подполковника Коробова П.Ф., майора Мащенко В.М., инструкторов Баканача В.В., Никитенко Ю.П. и многих других. Курсанты, глядя на самоотдачу старших наставников и учителей, берут с них пример, и большинство с усердием и старанием изучают военное дело, проявляя особый интерес к вопросам огневой выучки. Сегодня мы с гордостью называем фамилии лучших курсантов-огневиков. Это старшина Галкин С.А., старшие сержанты Богатов А.А., Попов А.А., Чалый А.В., сержанты Бруцкий А.В., Корнеев А.В., Соколов В.С., курсанты Закурнаев С.В., Редозубов П.В., Кузьмин Д.Н., Белоус И.Н. Имеются на кафедре и определенные сложности в вопросах обновления профессорско-преподавательского состава, тренажерной базы. В связи с увеличением набора не хватает площадей, но коллектив кафедры настроен позитивно на решение всех проблем, мешающих планомерному ходу обучения будущих офицеров. Руководство кафедры главную цель своей работы видит в переходе с экстенсивного на интенсивный путь обучения, от передачи накопленного военно-профессионального опыта к его расширенному воспроизводству, от устранения выявленных войсками недостатков по огневой подготовке выпускников к созданию условий, их исключающих. В этих интересах четко определен круг задач, решение которых позволит достичь результатов, максимально приближенных к этой цели. К ним можно отнести: широкое внедрение современных высокоэффективных средств визуализации учебного материала (обычных и телекодоскопов, учебного телевидения, компьютерной графики и мультипликации, видео- и видеокомпьютерных комплексов); дальнейшая рациональная компьютеризация образовательного процесса, быстрейшая ликвидация острого дефицита обучающих прикладных программ для имеющихся компьютеров и создание «индустрии обучающих прикладных программ», обеспечивающих образование автоматизированной системы интенсивного обучения на кафедре; переоборудование учебных помещений и построение новых в соответствии с потребностями активного и интенсивного обучения курсантов огневой подготовке; приведение в соответствие преподавания и учения, комплекса форм обучения (видов учебных занятий), методов, намеченных для использования средств обучения в состояние, соответствующее активному обучению; создание на каждом учебном мероприятии условий интенсивного применения методов и средств обучения. |